РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ,
желающим сдать экзамен по психиатрии на «отлично»
В принципе любой старшекурсник знает, что
все очень просто: «учи, работай на занятиях, напиши хорошую историю болезни самостоятельно,
— и все будет хорошо». Здесь вы найдете только несколько важных пунктов,
которые отличают именно наш предмет от других.
Во-первых, не доверяйте никаким непроверенным
материалам из Интернета. Кафедра никогда не разрабатывала «шпаргалок» для студентов,
и никогда не рекомендовала ничего подобного к использованию. Единственный
действительно надежный источник информации — это учебник и сведения из лекций и
практических занятий (если вы правильно поняли и правильно записали слова
лектора и преподавателя). Все другие материалы в Интернете — это творчество
студентов, такие материалы ненадежны, лишены логики, содержат неточности и
грубые ошибки.
Во-вторых, внимательно прочтите главы учебника,
касающиеся основных понятий психопатологии: «здоровье — аномалия — патология —
болезнь», «симптом — синдром — нозология», «невроз — психоз», «продуктивные и
негативные расстройства», «функциональные и органические расстройства». Очень
важно понять разницу между этими понятиями и не путать их ни в истории болезни,
ни при ответах на тест, ни на экзамене.
Особенно важно понять, что такое СИНДРОМ.
Это устойчивое сочетание признаков болезни (симптомов), которое характеризует
состояние пациента в
данный момент времени.
Описание синдрома больного следует искать в его истории болезни только в
разделе «психический статус». Сведения, изложенные в анамнезе нельзя
использовать, так как они относятся к другому периоду времени. Так, если в
анамнезе описано, что полгода назад больной испытывал галлюцинации, а сейчас он
пребывает в тоске, и галлюцинаций у него нет, то следует диагностировать
«депрессивный синдром», а ответ «галлюцинаторный синдром» в этом случае будет
ошибочным. Грубой ошибкой считается недопустимое смешивание синдромов, так
ответ «маниакально-депрессивный синдром»
рассматривается как нелепость, так как мания и депрессия возникают у пациента в
разное время и не могут наблюдаться одновременно (как диарея и запор). Именно
синдромальный диагноз считается в психиатрии основным для проведения
психофармакологического лечения, при изменении синдрома набор лекарств часто
приходится изменять. Синдромы обычно неспецифичны, один и тот же синдром может
наблюдаться при разных заболеваниях.
НОЗОЛОГИЯ
(болезнь) в отличие от синдрома характеризует весь болезненный процесс от
начала до конца. Диагноз болезни обычно не меняется со временем, даже если
наступает ремиссия и никаких психических расстройств у больного в данный момент
не наблюдается. Нозологический диагноз представляет собой единство:
этиологии
(причины болезни)
морфологии
(анатомические, гистологические и рецепторные дефекты)
патогенеза
(механизмы развития)
ведущих
симптомов и синдромов
течения
болезни (начало, развитие и исход)
Логику постановки нозологического
диагноза можно проследить по Таблице,
приведенной в конце (её также можно найти в
учебнике издательства ГЭОТАР, авторы Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. и др. на с.
380—381). Если вы хотите
обосновать свой нозологический диагноз в истории болезни или при ответе на
экзамене, вы должны продемонстрировать, что не только присутствуют характерные
симптомы болезни, но также то, что эти симптомы (синдром) выступают в единстве
с этиологией, морфологией, патогенезом и течением процесса. Для постановки
нозологического диагноза важен не только сегодняшний статус, но и АНАМНЕЗ, и
данные специальных исследований (особенно, в случае органических заболеваний).
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ — это попытка
доказать, что наблюдаемый в данный момент синдром,
является проявлением именно этого, а не какого-то другого похожего заболевания.
Например, депрессивный синдром может быть признаком таких непохожих
заболеваний, как шизофрения, эндокринопатия, эпилепсия, последствия острого
стресса и маниакально-депрессивный психоз. Лечение и прогноз при всех этих
болезнях существенно отличаются. Не имеет смысла проводить дифференциальный
диагноз между разными формами одного и того же заболевания, так нелепо
дифференцировать бредовую (параноидную) и кататоническую форму шизофрении,
потому что это одна и та же болезнь, а симптомы этих двух форм совершенно не
похожи (ведь никто же не станет дифференцировать лихорадку от диареи).
Пример написания
дифференциального диагноза:
У нашего больного ведущим является параноидный синдром и
изменения личности по органическому типу.
Параноидный синдром может быть проявлением следующих заболеваний…
Изменения личности могут быть следствием…
Указанное заболевание можно исключить, поскольку…
В
третьих, пишите историю
болезни самостоятельно, не списывайте у других, чтобы не повторять чужих
ошибок. История болезни — это описание больного, а не демонстрация образованности
врача. Поэтому в истории болезни не должно быть никаких цитат из учебников и
руководств. Не переписывайте в историю болезни главы из учебника, это только
ухудшит вашу оценку. В учебнике описаны только принципы дифференциального
диагноза, а в вашей истории вы должны различить болезни, при которых может
наблюдаться именно тот синдром, который наблюдается в данный момент именно у
вашего больного.
В
четвертых, я не
рекомендую учить кафедральные тесты наизусть. Лучше всего отвечает на тестовые
задания тот, кто понимает материал учебника. Полный список тестовых вопросов
сохраняется в секрете, любые публикуемые в Интернете материалы неполные и
неточные, содержат массу ненужной и устаревшей информации. Не тратьте зря
время. Обратите внимание, на то что во время написания теста можно пользоваться
любыми учебниками и руководствами, а также вашими РУКОПИСНЫМИ конспектами.
Любые технические средства (включая электронные книги), а также материалы,
распечатанные на компьютере (включая копии глав учебника) с этого года запрещены к использованию!
Желаю успеха! Уверен, что ваши усилия
обязательно будут вознаграждены.
Ю.Г.Тюльпин
НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Нозологическая единица |
Неврозы |
Психопатии |
МДП |
Шизофрения |
Алкоголизм |
Эпилепсия |
Олигофрении |
Цереброваскулярный атеросклероз |
Травмы головы |
Внутричерепные опухоли |
Прогрессивный паралич |
Болезнь Альцгеймера |
Начало болезни |
В связи с эмоциональным стрессом, внутриличностным конфликтом |
Не определяется, расстройство наблюдается в течение всей жизни |
Спонтанное в молодом возрасте |
Спонтанное в молодом возрасте |
Часто связано с социальным окружением |
Спонтанное или спровоцированное
органическим поражением |
Не определяется, расстройство наблюдается в течение всей жизни |
Спонтанное в пожилом возрасте |
Непосредственно после травмы |
Спонтанное в любом возрасте |
Через 10-15 лет после заражения сифилисом |
Спонтанное в зрелом или пожилом возрасте |
Течение |
Затяжное, непрогредиентное |
Нет течения |
Хроническое, аутохтонное, фазовое, с сезонными обострениями |
Хроническое, аутохтонное, прогредиентное |
Хроническое, прогредиентное |
Хроническое, аутохтонное, прогредиентное |
Нет течения |
Хроническое, волнообразно-прогрессирующее, метеочувствительность |
Регредиентное |
Затяжное, неуклонно прогрессирующее |
Затяжное, прогредиентное |
Хроническое, аутохтонное с неуклонным прогрессированием |
Наличие изменений в
мозге |
Функциональное |
Функциональное |
Функциональное |
Функциональное |
Органическое |
Органическое |
Органическое |
Органическое |
Органическое |
Органическое |
Органическое |
Органическое |
Продуктивные |
Невротического уровня расстройства |
Невротического уровня расстройства |
Депрессия или мания |
Психоз, сопровождающийся схизисом (бред воздействия, кататония,
гебефрения) |
Патологическое влечение к алкоголю, экзогенного типа реакции |
Различные пароксизмальные расстройства |
Не характерны |
Экзогенного типа реакции |
Экзогенного типа реакции |
Экзогенного типа реакции |
Экзогенного типа реакции |
Не характерны, возникают редко |
Негативные симптомы |
Отсутствуют |
Дисгармония личности |
Отсутствуют |
Изменения личности (апатия, абулия, расстройства мышления,
амбивалентность) |
Изменения личности по органическому типу, морально-этическая
деградация |
Изменения личности (эгоцентризм, педантизм, слащавость) |
Общее недоразвитие с преобладанием интеллектуальной
недостаточности |
Астения, эмоциональная несдержанность, нарушение памяти при
сохранении критики |
Астения, расстройства памяти и интеллекта, эмоциональная несдержанность |
Очаговое выпадение мозговых функций, деменция вплоть до
тотальной |
Деменция (грубые расстройства памяти, праксиса, интеллекта,
утрата критики) |
Деменция (грубые расстройства памяти, праксиса, интеллекта,
утрата критики) |
Исход |
Выздоровление или невротическое развитие личности |
Отсутствует |
Отсутствует |
Шизофреническое слабоумие (эмоциональная тупость, шизофазия) |
Токсическая энцефалопатия, тяжелое поражение внутренних органов |
Концентрическое слабоумие |
Отсутствует |
Лакунарная деменция |
Стойкий |
Смерть |
Смерть |
Смерть |