РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ,
желающим сдать экзамен по психиатрии на «отлично»

 

В принципе любой старшекурсник знает, что все очень просто: «учи, работай на занятиях, напиши хорошую историю болезни самостоятельно, — и все будет хорошо». Здесь вы найдете только несколько важных пунктов, которые отличают именно наш предмет от других.

Во-первых, не доверяйте никаким непроверенным материалам из Интернета. Кафедра никогда не разрабатывала «шпаргалок» для студентов, и никогда не рекомендовала ничего подобного к использованию. Единственный действительно надежный источник информации — это учебник и сведения из лекций и практических занятий (если вы правильно поняли и правильно записали слова лектора и преподавателя). Все другие материалы в Интернете — это творчество студентов, такие материалы ненадежны, лишены логики, содержат неточности и грубые ошибки.

Во-вторых, внимательно прочтите главы учебника, касающиеся основных понятий психопатологии: «здоровье — аномалия — патология — болезнь», «симптом — синдром — нозология», «невроз — психоз», «продуктивные и негативные расстройства», «функциональные и органические расстройства». Очень важно понять разницу между этими понятиями и не путать их ни в истории болезни, ни при ответах на тест, ни на экзамене.

Особенно важно понять, что такое СИНДРОМ. Это устойчивое сочетание признаков болезни (симптомов), которое характеризует состояние пациента в данный момент времени. Описание синдрома больного следует искать в его истории болезни только в разделе «психический статус». Сведения, изложенные в анамнезе нельзя использовать, так как они относятся к другому периоду времени. Так, если в анамнезе описано, что полгода назад больной испытывал галлюцинации, а сейчас он пребывает в тоске, и галлюцинаций у него нет, то следует диагностировать «депрессивный синдром», а ответ «галлюцинаторный синдром» в этом случае будет ошибочным. Грубой ошибкой считается недопустимое смешивание синдромов, так ответ «маниакально-депрессивный синдром» рассматривается как нелепость, так как мания и депрессия возникают у пациента в разное время и не могут наблюдаться одновременно (как диарея и запор). Именно синдромальный диагноз считается в психиатрии основным для проведения психофармакологического лечения, при изменении синдрома набор лекарств часто приходится изменять. Синдромы обычно неспецифичны, один и тот же синдром может наблюдаться при разных заболеваниях.

НОЗОЛОГИЯ (болезнь) в отличие от синдрома характеризует весь болезненный процесс от начала до конца. Диагноз болезни обычно не меняется со временем, даже если наступает ремиссия и никаких психических расстройств у больного в данный момент не наблюдается. Нозологический диагноз представляет собой единство:

*                этиологии (причины болезни)

*                морфологии (анатомические, гистологические и рецепторные дефекты)

*                патогенеза (механизмы развития)

*                ведущих симптомов и синдромов

*                течения болезни (начало, развитие и исход)

Логику постановки нозологического диагноза можно проследить по Таблице, приведенной в конце (её также можно найти в учебнике издательства ГЭОТАР, авторы Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. и др. на с. 380—381). Если вы хотите обосновать свой нозологический диагноз в истории болезни или при ответе на экзамене, вы должны продемонстрировать, что не только присутствуют характерные симптомы болезни, но также то, что эти симптомы (синдром) выступают в единстве с этиологией, морфологией, патогенезом и течением процесса. Для постановки нозологического диагноза важен не только сегодняшний статус, но и АНАМНЕЗ, и данные специальных исследований (особенно, в случае органических заболеваний).

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ — это попытка доказать, что наблюдаемый в данный момент синдром, является проявлением именно этого, а не какого-то другого похожего заболевания. Например, депрессивный синдром может быть признаком таких непохожих заболеваний, как шизофрения, эндокринопатия, эпилепсия, последствия острого стресса и маниакально-депрессивный психоз. Лечение и прогноз при всех этих болезнях существенно отличаются. Не имеет смысла проводить дифференциальный диагноз между разными формами одного и того же заболевания, так нелепо дифференцировать бредовую (параноидную) и кататоническую форму шизофрении, потому что это одна и та же болезнь, а симптомы этих двух форм совершенно не похожи (ведь никто же не станет дифференцировать лихорадку от диареи).

Пример написания дифференциального диагноза:

У нашего больного ведущим является параноидный синдром и изменения личности по органическому типу.

Параноидный синдром может быть проявлением следующих заболеваний…

Изменения личности могут быть следствием…

Указанное заболевание можно исключить, поскольку…

В третьих, пишите историю болезни самостоятельно, не списывайте у других, чтобы не повторять чужих ошибок. История болезни — это описание больного, а не демонстрация образованности врача. Поэтому в истории болезни не должно быть никаких цитат из учебников и руководств. Не переписывайте в историю болезни главы из учебника, это только ухудшит вашу оценку. В учебнике описаны только принципы дифференциального диагноза, а в вашей истории вы должны различить болезни, при которых может наблюдаться именно тот синдром, который наблюдается в данный момент именно у вашего больного.

В четвертых, я не рекомендую учить кафедральные тесты наизусть. Лучше всего отвечает на тестовые задания тот, кто понимает материал учебника. Полный список тестовых вопросов сохраняется в секрете, любые публикуемые в Интернете материалы неполные и неточные, содержат массу ненужной и устаревшей информации. Не тратьте зря время. Обратите внимание, на то что во время написания теста можно пользоваться любыми учебниками и руководствами, а также вашими РУКОПИСНЫМИ конспектами. Любые технические средства (включая электронные книги), а также материалы, распечатанные на компьютере (включая копии глав учебника) с этого года запрещены к использованию!

Желаю успеха! Уверен, что ваши усилия обязательно будут вознаграждены.

Ю.Г.Тюльпин

 

 

НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Нозологичес­кая единица

Неврозы

Психопатии

МДП

Шизо­френия

Алкоголизм

Эпилепсия

Олиго­френии

Церебровас­кулярный атеро­склероз

Травмы головы

Внутри­черепные опухоли

Прогрес­сивный паралич

Болезнь Альцгей­мера

Начало болезни

В связи с эмоциональ­ным стрессом, внутриличностным конфликтом

Не определя­ется, расстройство наблюдается в течение всей жизни

Спонтанное в молодом возрасте

Спонтанное в молодом возрасте

Часто связано с социальным окружением

Спонтанное или спровоци­рованное  органическим поражением

Не определя­ется, расстройство наблюдается в течение всей жизни

Спонтанное в пожилом возрасте

Непосред­ственно после травмы

Спонтанное в любом возрасте

Через 10-15 лет после заражения сифилисом

Спонтанное в зрелом или пожилом возрасте

Течение

Затяжное, непрогре­диентное

Нет течения

Хроническое, аутохтонное, фазовое, с сезонными обостре­ниями

Хроническое, аутохтонное, прогредиент­ное

Хроническое, прогредиент­ное

Хроническое, аутохтонное, прогредиент­ное

Нет течения

Хроническое, волно­образ­но-прогрес­сирующее, метеочувст­вительность

Регредиент­ное

Затяжное, неуклонно прогрес­сирующее

Затяжное, прогредиен­тное

Хроническое, аутохтонное с неуклон­ным прогрес­сированием

Наличие изменений в мозге

Функцио­наль­ное

Функцио­наль­ное

Функцио­наль­ное

Функцио­наль­ное

Органичес­кое

Органичес­кое

Органичес­кое

Органичес­кое

Органичес­кое

Органичес­кое

Органичес­кое

Органичес­кое

Продуктив­ные
симптомы

Невроти­ческого уровня расстройства

Невроти­ческого уровня расстройства

Депрессия или мания

Психоз, сопровож­дающийся схизисом (бред воздействия, кататония, гебефрения)

Патологичес­кое влечение к алкоголю, экзогенного типа реакции

Различные пароксиз­мальные расстройства

Не характерны

Экзогенного типа реакции

Экзогенного типа реакции

Экзогенного типа реакции

Экзогенного типа реакции

Не характерны, возникают редко

Негативные симптомы

Отсутствуют

Дисгармония личности

Отсутствуют

Изменения личности (апатия, абулия, расстройства мышления, амбивалентность)

Изменения личности по органическому типу, морально-этическая деградация

Изменения личности (эгоцентризм, педантизм, слащавость)

Общее недо­развитие с преоблада­нием интел­лектуальной недостаточ­ности

Астения, эмоциональ­ная несдер­жанность, нарушение памяти при сохранении критики

Астения, расстройства памяти и интеллекта, эмоциональ­ная несдер­жанность

Очаговое выпадение мозговых функций, деменция вплоть до тотальной

Деменция (грубые расстройства памяти, праксиса, интеллекта, утрата критики)

Деменция (грубые расстройства памяти, праксиса, интеллекта, утрата критики)

Исход

Выздоров­ление или невротичес­кое развитие личности

Отсутствует

Отсутствует

Шизофрени­ческое слабоумие (эмоциональная тупость, шизофазия)

Токсическая энцефало­патия, тяжелое поражение внутренних органов

Концентри­ческое слабоумие

Отсутствует

Лакунарная деменция

Стойкий
психо­органический синдром

Смерть

Смерть

Смерть


 

Hosted by uCoz